Новый терминал даст возможность оказывать полный комплекс таможенных и складских услуг, оформление экспортного и импортного грузопотоков в автомобильном сообщении.
Более полутора веков приграничный город Кяхта являлся важным торговым центром Российской империи. В наши дни, когда внимание России вновь обращено на Дальний Восток и Азию, знаменитый «Чайный путь» возрождается в новых реалиях. Так, инвестор создаёт инфраструктуру для транзита грузов через границу между Россией и Монголией в рамках подписанного в прошлом году на Восточном экономическом форуме соглашения. Проект включает складские и холодильные помещения, которых нет ни в Бурятии, ни в других ближайших регионах.
Николай Кушнир — директор ООО «Таможенно-логистический терминал Кяхта»:
— На монгольской территории у них маленькие хранилища. Мы в Москве уже заказали оборудование. Сейчас работаем полностью.
Новый терминал должен значительно разгрузить существующий пункт пропуска «Кяхта», а также ускорить таможенное оформление грузов, повысить пропускную способность и создать условия для расширения торговли с Монголией и Китаем.
Алексей Цыденов — Глава Бурятии:
— Это очень перспективный проект имеет большой потенциал. Проект делается быстро. В следующем году ожидаем, что он начнёт работать и первые грузы уже пойдут.
Для увеличения грузопотока нужна взаимно дополняемая инфраструктура и за пределами нашей страны.
Илья Кошлюнов — корреспондент:
— На российско-монгольской границе со стороны наших соседей идёт большая стройка. Совсем скоро, а именно в марте 2024 года этот международный пункт будет введён в эксплуатацию.
Модернизация крупнейшего пункта пропуска Монголии на границе с Россией приведет к увеличению количества пересекающих границу граждан в три раза, а пассажирского и грузового транспорта — в четыре.
Наранхуу Халзхуу — советник председателя монгольской части Монголо-Российской межправительственной комиссии:
— Российски бизнес сейчас ощущает перемены. Они хотят работать. Они не могут и у них нет таких средств вкладываться в инфраструктуру, это не их дело. Это должно государство делать.
Свободная экономическая зона «Алтан-Булаг», расположенная рядом с государственной границей, создает новые возможности для предпринимателей, позволяя им быстро проходить таможенные процедуры. Резиденты этой зоны освобождены от НДС и таможенных пошлин при экспорте товаров за пределы Монголии. Такой возможностью воспользовались двое российских предпринимателей, которые получили земельные участки. Один из них уже построил помещение, где планирует запустить производство масла из сырья, выращенного в Бурятии. Для предпринимателя открываются новые рынки сбыта.
Тамир Шагдаров — резидент свободной экономической зоны «Алтан-Булаг»:
— Я являюсь сельхозтоваропроизводителем, выращиваем у нас в республике масленичные культуры. Мы хотим семена сюда завозить, здесь отжимать масло.
Подробно о развитии двустороннего российско-монгольского сотрудничества обсудили на встрече с монгольскими коллегами Глава Бурятии Алексей Цыденов и директор департамента Минпромторга России Роман Чекушов. Совместно с предпринимателями двух стран участники договорились о предоставлении подробной информации о преференциальном режиме зоны и её инфраструктуре, которую в Россия будет передана потенциальным инвесторам и торговым компаниям.
Роман Чекушов — директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли РФ:
— Это такое стратегическое присутствие на основных рынках, даёт возможность увеличивать грузопоток в разы и присутствовать со своим товаром со своими инвесторами на территории наших дружественных стран, так и в том числе создавать новые точки присутствия.
Алексей Цыденов — Глава Бурятии:
— Как только появилась более насущная потребность, с учётом, что у нас экономика на Восток развернулась, появились инвесторы, появились реальные проекты, которые реализуются здесь в приграничной территории.
Вопросы, которые обсудили с монгольской стороной, будут внесены в повестку дня предстоящей межправительственной комиссии двух стран, назначенной на 23 октября в Улан-Баторе. Кроме того, планируется разработка дорожной карты по увеличение торгового оборота между Россией и Монголией.